Аналитик Программы для психодиагностики и оценки функционального состояния

Главная

Услуги

Прайс лист

Продукция

Научная работа

Сотрудники

Литература

Доставка и оплата

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ю.В. Корягина, Н.Л. Литош, С.И. Шемет

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Омск, Россия

Актуальность Проблема восприятия времени и пространства человеком может быть отнесена к числу глобальных проблем естествознания (Левич А.П., 1996). От того, насколько адекватно человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе (Цуканов Б.И., 2000), успешность его интеллектуальной и физической деятельности. В литературе рассматриваются вопросы, связанные с восприятием времени как у детей, так и у взрослых (Моисеева Н.И., 1989; Лупандин В.И., Сурнина О.Е., 1991; Бушов Ю.В., Несмелова Н.Н., 1994; Рубинштейн С.П., 1999; Сурнина О.Е., 1999; Цуканов Б.И., 2000; Корягина Ю.В., 2003). Однако, недостаточно знаний о закономерностях развития и механизмах нарушения восприятия времени и пространства у детей с  нарушениями  интеллектуального  развития, что не позволяет разработать оптимальные подходы и методы при работе с такими детьми, особенно при занятиях адаптивной физической культурой.

Методика и организация Целью исследования явилось выявление  особенностей  процессов  восприятия  времени и  пространства  у  подростков,  имеющих  нарушения  интеллектуального  развития. Было обследовано   40  детей  с нарушенным  интеллектом  в  возрасте от 13 до 16 лет (с диагнозом олигофрения в степени дебильности), обучающихся в специальной (коррекционной) школе №18  г.Омска и 30 подростков, такого же возраста, учащихся школ №11  г. Кемерово и №56 г. Омска. С помощью компьютерной  программы “Исследователь временных и пространственных свойств человека” (Нопин С.В., Корягина Ю.В., 2003; свидетельство об официальной регистрации №2004610221) были исследованы: время простой сенсомоторной реакции на свет и звук, время  реакции на движущийся объект (РДО), время реакции выбора, определение угловой скорости движения объекта, точность оценивания и отмеривания звуковых и световых  сигналов,  точность оценивания  и отмеривания  отрезков, узнавание углов, длительность  индивидуальной минуты (ИМ).

Также определялись: индивидуальная единица времени (ИЕВ) по методике Б.И. Цуканова (2000), реализованной нами в виде компьютерной программы “Определитель индивидуальной единицы времени” (Корягина Ю.В., Нопин С.В., 2004), скорость переработки информации с помощью компьютерного варианта таблиц Шульте, свойства нервной системы по тесту Г. Айзенка, выполненного в виде программы для ЭВМ “Типолог”, функциональные асимметрии (ФА) с помощью тестов, предложенных Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой (1988). Для анализа полученных данных подростки с нарушениями интеллектуального развития были разделены на группы в зависимости от половой принадлежности, функциональных асимметрий (по методике Е.В. Фоминой, 2003) и длительности ИЕВ.

Результаты исследования Результаты исследования процессов восприятия времени и пространства у подростков, обучающихся в массовой школе, и подростков с нарушением интеллектуального развития показывают, что время простой сенсомоторной  реакции  на свет и звук, РДО и время реакции выбора было наименьшим у нормально развивающихся школьников  восьмых классов и девятиклассников, по сравнению с подростками с нарушенным интеллектом (рис.1). 

  Выявлены  незначительные  различия  длительности  ИМ:  у  восьмиклассников – 40,43 с,  девятиклассников – 44,11,  восьмиклассников, имеющих нарушенный интеллект – 43,77 и  девятиклассников с  нарушением  интеллектуального  развития – 44,48. Более  успешно  запоминали  и  воспроизводили  длительность  световых  сигналов  подростки, обучающиеся в массовой школе. Исследование точности восприятия пространства показало, что более точно  оценивают  отрезки и углы, учащиеся с сохранным  интеллектуальным  развитием  восьмых,  девятых  классов  и  девятиклассники,  имеющие нарушения  интеллектуального  развития. Данные показателей теппинг-теста и свойств нервной системы указывают на большую подвижность нервных процессов (больше частота движений в теппинг-тесте) и доминирование 2-ой сигнальной системы у девятиклассников, имеющих нарушения интеллектуального развития, по сравнению с восьмиклассниками, что указывает на преобладание вербального интеллекта по мере взросления.

Рис.1. Величины времени сенсомоторных реакций у подростков с нарушением интеллектуального развития и подростков, обучающихся в массовой школе (ось Y – сотые доли секунды, ряд 1 – подростки с нарушением интеллекта, ряд 2 – подростки, обучающиеся в массовой школе).

Сравнение временных и пространственных свойств, а также свойств нервной системы у подростков разного пола, имеющих нарушения интеллектуального развития, не выявило значительных различий по показателям времени реакции, точности оценивания и отмеривания временных и пространственных интервалов. Девочки-подростки отличались от мальчиков преобладанием первой сигнальной системы (P<0,05) над второй (рис.2), что свидетельствует о наличии художественного типа высшей нервной деятельности и невербального интеллекта, отражающего природные возможности индивида манипулировать с непосредственными (зрительно-пространственными) раздражителями. У мальчиков-подростков с нарушением  интеллектуального развития наблюдалось равномерное соотношение первой и второй сигнальной систем.

 

Рис. 2. Соотношение первой и второй сигнальной систем у подростков мужского и женского пола, имеющих нарушения интеллектуального развития (ось Х – пол, ось Y – баллы).

 

По данным теппинг-теста и количеству времени, затрачиваемого на выполнения задания теста “таблицы Шульте” мальчики-подростки с нарушением интеллектуального развития обладают большей подвижностью нервных процессов (больше частота движений и скорость переработки информации) (P<0,05).

Динамические перестройки межполушарной асимметрии способствуют пластичности приспособления человека к экстремальным условиям и лежат в основе надежности функционирования организма (Колышкин В.В., 1998). В связи с этим, несомненный интерес представляет рассмотрение особенностей функциональных асимметрий у лиц с нарушениями интеллектуального развития и в особенности временных и пространственных свойств у данных лиц, имеющих различные сочетания функциональных асимметрий. В настоящее время функциональные асимметрии понимаются, как неравенство участия левой и правой половин тела в реализации сенсорных, моторных и психических функций (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988).

Для анализа влияния особенностей функциональных асимметрий на процессы восприятия времени и пространства подростков с интеллектуальной недостаточностью обследуемые были разделены на группы по классификации Е.В. Фоминой (2003), которая выделяет девять групп.  Среди исследуемых оказались лица, относящиеся к первой (правый профиль ФА), пятой (амбидекстры), шестой (правый профиль с левыми сенсорными асимметриями), седьмой (преимущественно правый профиль ФА с ведущим левым глазом), восьмой (преимущественно правый профиль ФА с ведущим левым ухом) и девятой (левый профиль ФА) группам.

При исследовании временных и пространственных свойств у подростков с нарушениями интеллектуального развития, имеющими разный профиль ФА, не выявлено статистически значимых различий по показателям времени сенсомоторных реакций.

Подростки шестой группы имеют большие величины  длительности ИМ (51,43 с.) по сравнению с подростками пятой (28,69 с.) (P<0,05), седьмой (33,69 с.) (P<0,05) и восьмой (31,20 с.) (P<0,05) групп (рис.3). Также выявлена большая длительность ИМ у подростков девятой группы (44,00 с.) по сравнению с подростками седьмой группы (33,69 с.) (P<0,01).

Следовательно, время течет медленнее у лиц с доминированием одной из сенсорной асимметрий (глаз или ухо) и у амбидекстров.

Подростки шестой и девятой групп наиболее точно выполняли тест на узнавание угловой скорости движения объекта (допускали наименьшие величины ошибок), что представлено на рисунке 4.

 

Рис.3. Длительность ИМ у подростков с нарушением интеллектуального развития, имеющими разный профиль ФА (ось X – сотые доли секунды, ось Y – группы).

 

Рис. 4. Величины ошибок, допущенных при узнавании угловой скорости движения объекта, у подростков с нарушением интеллектуального развития, имеющих различный профиль ФА (ось X – группы, ось Y – величины ошибок в %).

Анализ точности восприятия временных и пространственных интервалов показал (рис.5), что наиболее точно выполняли задания на воспроизведение временных интервалов, как со звуковым, так и со световым сигналом, лица 8 группы, а на оценивание и отмеривание отрезков – 6 группы. Тест на узнавание величины предъявляемых углов выполняли одинаково точно подростки с различными сочетаниями функциональных асимметрий.

 

Рис.5. Величины ошибок, допущенных при восприятии временных и пространственных интервалов (ось X – группы, ось Y – величины ошибок в %).

Каждый человек обладает собственной индивидуальной единицей времени, которая измеряет ход переживаемого им времени (Лупандин В.И., Сурнина О.Е., 1991; Цуканов Б.И., 2000) и позволяет описать разнообразие временных свойств в психике индивида (Цуканов Б.И., 2000). Согласно исследованиям Б.И. Цуканова (2000) длительность ИЕВ в человеческой популяции колеблется от 0,7 до 1,1 с, в связи с чем он выделяет 5 равномерно распределяющихся временных типов, которые соответствуют темпераментам и типам высшей нервной деятельности (холероидный, сангвиноидный,  равновесный, флегматоидный, меланхолоидный). Исследования, проведенные нами ранее (Корягина Ю.В. с соавт., 2003) на контингенте спортсменов, показывают иное распределение временных типов – среди них оказались только лица холероидной и сангвиноидной групп (длительность ИЕВ от 0,71 до 0,88 с).  Проведенные исследования выявили, что среди подростков с нарушением интеллектуального развития полностью отсутствовали лица холероидной и сангвиноидной типов, а распределение остальных групп (рис.6) оказалось следующим: равновесный – 12,5%, флегматоидный – 37,5% и  меланхолоидный – (50%). Подобное сочетание временных групп и типов высшей нервной деятельности у подростков с интеллектуальной недостаточностью вызывает значительные затруднения при занятиях адаптивной физической культурой, из-за меньшей силы и подвижности нервных процессов и отсутствия возможности со стороны подростка-спортсмена проявлять волевые качества.

 

Рис.6. Распределение временных типов у подростков с нарушением интеллектуального развития (1 – равновесный тип, 2 – флегматоидный тип, 3 – меланхолоидный тип).

Выводы:

1.           Подростки, имеющие нарушения интеллектуального развития, отстают от своих сверстников по показателям времени реакции, допускают большие величины ошибок при восприятии временных и пространственных параметров, обладая меньшей динамикой нервных процессов и психомоторными способностями.

2.           По мере взросления у подростков с нарушением интеллектуального развития повышается динамика нервных процессов и отмечается преобладание 2 сигнальной системы (формируется мыслительный  тип высшей нервной деятельности).

3.           Девочки-подростки с нарушением интеллектуального развития по сравнению с мальчиками имеют меньшую подвижность процесса возбуждения, у них в большей степени преобладает 1-я сигнальная система (способность манипулировать зрительно-пространственными раздражителями).

4.           Время течет медленнее у лиц с наличием доминирования одной из сенсорной асимметрий (глаз или ухо) и у амбидекстров, наиболее точным восприятием временных и пространственных параметров отличаются подростки, имеющие сочетание правых моторных и левых сенсорных асимметрий.

5.           Подростки с нарушением интеллектуального развития отличаются специфическим распределение временных типов, среди них оказались только лица, относящиеся к равновесному, флегматоидному и  меланхолоидному типам.

Таким образом, выявлены существенные различия временных и пространственных свойств у подростков с нарушенным интеллектом, что необходимо учитывать при планировании и проведении занятий адаптивной физической культурой.

Литература

1.           Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. –М.: Медицина, 1988. – 240 с.

2.           Бушов, Ю.В. Индивидуальные особенности восприятия человеком длительности интервалов времени / Ю.В. Бушов, Н.Н. Несмелова // Физиология человека. –1994.- Т.20, №3. -С.30 - 35.

3.           Колышкин, В.В. Психофизиологический анализ роли полушарий мозга в формировании устойчивого состояния при долговременной адаптации человека / В.В. Колышкин // XVII Съезд физиологов России: Тезисы докладов. – Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1998. – С. 422.

4.           Корягина, Ю.В. Исследование хронобиологических особенностей восприятия времени и пространства у спортсменов / Ю.В. Корягина // Теория и практика физической культуры. - №11. – 2003. – С.14-15.

5.           Корягина, Ю.В. Характеристика временных свойств человека (физиологические аспекты) / А.И. Малко, Н.А. Бугаева, И.И. Колбасюк // Успехи современного естествознания. – М.: Академия Естествознания. - №11, 2003. – 59-60.

6.           Корягина, Ю.В., Нопин С.В. Использование информационных технологий для исследования временных и пространственных свойств человека / Ю.В. Корягина, С.В.  Нопин // Успехи современного естествознания. – М.: Академия Естествознания. - №4, 2004. – С. 40.

7.           Левич, А.П. Мотивы и задачи изучения времени / А.П. Левич // Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. – М: Издательство Московского университета. – С.9-27.

8.           Лупандин, В.И., Сурнина О.Е. Субъективные шкалы пространства и време¬ни / В.И. Лупандин , О.Е. Сурнина  - Свердловск: изд-во Уральского ун-та, 1991. - 126 с.

9.           Моисеева, Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием / Н.И. Моисеева // Хронобиология и хрономедицина. – М.: Медицина, 1989. – С. 261-277.

10.         Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.

11.         Сурнина, О.Е. Возрастная динамика субъективного отражения времени. Дис. доктор. биол. наук / О.Е. Сурнина – Екатеринбург, 1999. – 317 с.

12.         Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии спортсменов / Е.В. Фомина – Омск: Изд-во СибГУФК, 2003. – 152 с.

13.         Цуканов, Б.И. Время в психике человека / Б.И. Цуканов – Одесса: АстроПринт, 2000.–218 с.