Аналитик Программы для психодиагностики и оценки функционального состояния

Главная

Услуги

Прайс лист

Продукция

Научная работа

Сотрудники

Литература

Доставка и оплата

 

 ТЕМА 3. ТЕСТИРОВАНИЕ АНАЭРОБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА

 

План занятия

1. Методы измерения анаэробных лактатных возможностей.

2. Методы измерения анаэробных алактатных возможностей.

 

Теоретическое обоснование. В основной механизм восстановления АТФ вовлекаются три разные химические реакции или проводящие пути, 2 из них – анаэробные:

1. Гидролиз креатинфосфата (КФ). Высокоэнергетические фосфаты АТФ и КФ относятся к алактатным источникам анаэробной энергии, тем самым подчеркивается то, что энергия образуется без непосредственного использования кислорода (анаэробный) и образования молочной кислоты (алактатный).

2. Анаэробный гликолиз. Ресинтез АТФ связан с распадом углеводов до молочной кислоты. Поскольку при этом не расхо-дуется кислород и образуется молочная кислота, то этот источник называют также анаэробным лактатным.

Большинство тестов, спланированных для измерения характеристик энергетической системы, являются тесно связанными со временем их выполнения. Использование тестов различной продолжительности увеличивает до максимума вклад конкретного источника энергии и снижает до минимума воздействие других. Следовательно, измеряемая работоспособность при каждом таком тесте должна отражать потенциал конкретно рассматриваемой энергетической системы.

Тестирования анаэробного потенциала обычно проводятся при максимальном или близком к максимальному производству энергии. Критерии, используемые для изолированного выделения различных анаэробных энергетических систем, основаны на времени работы. Следовательно, тесты для определения анаэробного алактатного потенциала проводятся в течение непродолжительного периода работы (менее 20 с), а тесты  анаэробного лактатного потенциала – в течение более продолжительного периода работы (30–60 с). Считается, что большая часть восстанавливаемого АТФ поступает из алактатных и лактатных источников энергии в течение соответствующих периодов времени.

Анаэробные тесты обеих категорий основаны на критериях рабочей производительности: работа, выполняемая за единицу времени в тестах для определения анаэробной мощности, и общий объем работы, выполняемой в ходе теста для определения анаэробной емкости. Предполагается, что наблюдаемая рабочая производительность ограничена АТФ, которую воспроизводит конкретная энергетическая система. В случае алактатной энергии целью является оценка интенсивности работы, при которой возможен гидролиз КФ, тогда как в случае анаэробной лактатной энергии целью является оценка интенсивности работы, при которой возможно восстановление АТФ посредством анаэробного гликолиза. Хотя такие предположения привлекательны, мы располагаем ограниченным научным доказательством того, что именно так и обстоят дела. В мышце происходят многочисленные процессы возбуждения/сокращения, ограниченные или не ограниченные конкретной энергетической системой, возможности которой, предположительно, реализуются. Более того, обычно такие тесты произвольны и во многих случаях зависят от двигательной координации. Встал вопрос, способен ли нервный стимул вызывать специфические, ограничивающие интенсивность работы, процессы избирательно в энергетических системах, особенно когда вовлекаются многочисленные группы мышц.

В ходе тестирования анаэробной емкости делается попытка измерить общее количество энергии, которое можно получить из алактатной или лактатной системы. В случае тестирования алактатной емкости в основу положена теория о том, что истощение данного энергетического источника характеризуется истощением запаса КФ. Это вызывает сокращение производимой энергии, поскольку возможности восстановления АТФ за единицу времени посредством анаэробного гликолиза более низкие. Тесты для определения анаэробной лактатной емкости основаны аналогично: на принципе наличия ограниченного потенциала, за пределами которого работа резко снижается, поскольку аэробная система не может производить АТФ с такой высокой интенсивностью. В конечном итоге тестирование анаэробной емкости связано с утомлением или пониженной способностью поддерживать заданный уровень выхода энергии.

 

Лабораторная работа № 1.

Определение анаэробных лактатных возможностей организма с помощью теста Маргария

 

Цель работы: определить максимальную лактатную мощность.

 

Оборудование: прибор Newtest Powertimer

Ход работы. Тест на лестнице Маргария (Margaria Stair Run). Заключается в пробегание отрезков на лестнице. Тест измеряет кратковременную анаэробную возможность.

Тест имеет два параметра:

Vertical Rise – высота лестницы (вертикальный подъем);

Retry Count – число пробежек, выполняемых за один подход;

Фотоэлементы помещены внизу и верху лестницы (с перепадом высоты 2 м). Атлет забегает по лестнице с небольшого разбега;

Powertimer измеряет время пробежек и вычисляет результаты:

Vertical Velocity – вертикальная скорость (м/с);

Work – работа (джоули);

Sprint Power – мощность бега (ватт);

Relative Power – относительная мощность (ватт).

 

Рис. 17. Схема выполнения теста Маргария

 

Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод. В выводе необходимо дать оценку анаэробным лактатным возможностям организма испытуемого.

 

Выводы:

 

Лабораторная работа № 2. Определение анаэробных алактатных возможностей организма

 

Цель работы: определить максимальную алактатную мощность.

 

Оборудование: велоэргометр, секундомер.

Ход работы. Испытуемый после разминки выполняет максимальную работу на велоэргометре в течение 10 с. По результатам теста строится график повышения мощности во время выполнения теста. По графику определяется пиковая мощность.

 

Рис. 18. График динамики мощности при выполнении работы

на велоэргометре (необходимо заполнить)

 

Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод. В выводе необходимо дать оценку анаэробным алактатным возможностям организма испытуемого.

 

Выводы:

 

 

 

Лабораторная работа № 3.

Тестирование скоростной выносливости

 

Цель работы: определить максимальную алактатную мощность и способность ее многократно воспроизводить.

 

Оборудование: секундомер, рулетка, маркировочные конусы, 50 м дорожка стадиона.

Ход работы. Маркировочные конусы расставляются на расстоянии 30 м друг от друга. Еще 2 конуса расставляются на расстоянии 10 м с каждой стороны. Испытуемый стартует с максимальной скоростью на 30 м, одновременно запускается 2 секундомера. Один секундомер фиксирует время спринта, второй – время всего теста. 10-метровый конус используется, чтобы замедлить и повернуть, и вернуться к 30 м (конечной точке). Следующий спринт совершается в противоположном направлении. Следующий 30-метровый спринт начинается через 30 секунд после начала первого, следуя друг за другом каждые 30 с (1 мин, 1,5 мин, 2 мин и т. д.). Этот цикл продолжается до 10 спринтов. Индекс утомления рассчитывается на основе средней скорости первых трех испытаний, деленной на среднюю скорость в течение последних трех испытаний. Это значение составляет примерно от 75 до 95 %. Используйте таблицу 3, чтобы оценить результат. По результатам теста пишется вывод.

 

Протокол

 

Время        Время прохождения     Скорость прохождения

1-й 30 м спринт           

2-й 30 м спринт           

3-й 30 м спринт           

4-й 30 м спринт           

5-й 30 м спринт           

6-й 30 м спринт           

7-й 30 м спринт           

8-й 30 м спринт           

9-й 30 м спринт           

10-й 30 м спринт         

Общее время               

 

Таблица 3. Критерии оценки результата

 

Оценка       Индекс утомления

Отлично    > 89 %

Хорошо     85–89 %

Нормально 80–84 %

Плохо        < 80 %

 

Выводы:

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «механизм энергообеспечения».

2. Что значит «анаэробный механизм энергообеспечения»?

3. Какие энергетические системы обеспечивают производство энергии анаэробным путем?

4. Для чего предназначен прибор Newtest powertimer?

5. Какие тесты позволяют определить анаэробные алактатные возможности спортсмена?

6. Какие тесты позволяют определить анаэробные лактатные возможности спортсмена?

7. В чем заключается тест Маргария?

8. Чем отличается тест Вингейта от теста максимальной алактатной мощности?

9. Какой тест используется для определения скоростной выносливости.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. Н. Корсун. – Киев : Олимпийская литература, 2000. – 502 с.

2. Медведев, М. А. Адаптационные характеристики и резервы здоровья человека / М. А. Медведев, Н. А. Агаджанян, А. В. Ротов, Я. С. Пеккер. – Томск : UFO-press, 2005. – 284 c.

3. Орджоникидзе, З. Г. Физиология футбола / З. Г. Орджоникидзе, В. И. Павлов. – М. : Человек, Олимпия, 2008. – 240 с.

4. Сайт науки и спорта. – Режим доступа : http://topendsports.com/, свободный. – Загл. с экрана.

5. Уилмор, Д. Х. Физиология спорта / Д. Х. Уилмор, Д. Л. Костил. – Киев : Олимпийская литература, 2006. – 502 с.

6. Физиологическое тестирование спортсменов высокого класса / Под ред. Д. Дауэла, Г. Уэнгера, Г. Грина. – Киев : Олимпийская литература, 1998. – 430 с.

7. Gustafsson, H. An elite endurance athlete's recovery from underperformance aided by a multidisciplinary sport science support team / H. Gustafsson, H. Holmberg, P. Hassmén // European Journal of Sport Science. – 2008. – P. 267–276.

8. Jorgensen, T. Position statement: Testing physical condition in a population – how good are the methods? / T. Jorgensen, L. B. Andersen, K. Froberg, U. Maeder, L. Smith, M. Aadahl // European Journal of Sport Science. – 2009. – P. 257–267.

9. Rattray, B. Athlete assessments in orienteering: Differences in physiological variables between field and laboratory settings / B. Rattray, D. Alan // European Journal of Sport Science. – 2011.