аннотация Полярный
профиль характеристик времени (семантический дифференциал) В характеристике временных свойств человека существенно важное значение имеет временная перспектива – отношение к прошедшему, настоящему и будущему. Для исследований интуитивных представлений человека о структуре и свойствах времени применяется тест полярного профиля времени (Кузнецов О.Н. и др., 1985), построенный аналогично тесту семантического дифференциала (Osgood Ch. E. et al., 1957), который позволяет выделить пять стандартных факторов времени (эмоциональность, активность, величину, структурность и ощущаемость). При его использовании оценивается то значение, которое данное явление имеет для человека в результате его индивидуального опыта. Исследования
интуитивных представлений о структуре и свойствах времени изложены в работе
Н. И. Моисеевой с соавт. (1985). В ней показано, что величина факторов «эмоциональность»
и «величина» выше у лиц, не занимающихся спортом, а «активность»,
«ощущаемость» и «структурность» – у спортсменов. По
выраженности восприятия структуры и свойств времени спортсменов можно разделить
на следующие группы: 1
группа – спортсмены ситуационных видов спорта с высокой интенсивностью
деятельности – восприятие структуры и свойств времени наиболее развито,
отмечается более эмоциональное и активное восприятие времени; 2
группа – спортсмены ситуационных видов спорта с менее высокой интенсивностью
деятельности - восприятие структуры и свойств времени менее
развито, чем у спортсменов 1 группы, но отмечается более эмоциональное
и активное восприятие времени по сравнению со спортсменами стандартных видов
спорта; 3
группа - спортсмены стандартных видов
спорта, передвижения которых относительно не ограничены в пространстве -
восприятие структуры и свойств времени наиболее развито, также развито
восприятие структуры и величины времени; 4
группа – спортсмены стандартных видов спорта, передвижения которых
значительно ограничены в пространстве - восприятие структуры и свойств времени
менее развиты, чем у спортсменов других групп (Корягина Ю.В., 2007). Бланковый вариант теста заключается в
следующем: Обследуемый заполняет бланк теста, содержащий 25 полярных определений, позволяющих дать оценку прошлому, настоящему и будущему времени, отмечая специальным знаком для каждого времени, то значение шкалы, которое соответствует его интуитивному представлению о восприятию времени. Цифра 1 на шкале обозначает слабую выраженность, а 3 – наиболее сильную. При индивидуальной оценке используются специальные трафареты, а для групповой – учитывается, что каждый фактор теста слагается из ряда определений. Например, фактор ощущаемость включает определения под следующими номерами: 15, 17, 18, 21 и 23. Бланк теста ПОЛЯРНЫЙ ПРОФИЛЬ
ХАРАКТЕРИСТИК ВРЕМЕНИ Определяемое понятие:
будущее (-), прошедшее (!) и настоящее (/) время. В скобках даны знаки для зачеркивания цифр.
Заполненные бланки обрабатываются двумя способами. Выделение факторов в каждой отдельной анкете производится путем наложением специально вырезанных трафаретов на заполненный лист. Изучение особенностей восприятия времени обследованными различных групп проводится с помощью факторного анализа. Данный тест реализован нами в
виде компьютерной программы. Испытуемому на экране монитора необходимо
сделать отметку о характеристиках времени, выбрав наиболее подходящую оценку.
Цифра 1 на шкале обозначает слабую выраженность, а 3 – наиболее сильную.
Результаты теста подсчитываются и сохраняются в автоматическом режиме. Программа предназначена для
использования в психологической, медицинской, спортивной, педагогической
практике. Полученные результаты могут выводиться в файлы формата Microsoft Word (*.doc), Microsoft Excel (*.xls) (в таблицы Excel), что позволяет накапливать
статистические данные, либо в обычные
текстовые файлы (*.csv)
и (*.txt) и/или на
принтер. ( купить
программы оценки функциональных возможностей, двигательных качеств, психомоторных способностей и психологического
состояния, а также аппаратно-программные комплексы (АПК) для
тестирования человека, учебные пособия на бумажных и электронных носителях и
учебные фильмы) |