ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННЫХ И
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СВОЙСТВ У ШКОЛЬНИЦ 1-9 КЛАССОВ Корягина Ю.В., Паймурзина Т.Ю. Сибирский государственный университет физической культуры
и спорта Омск, Россия Процессы
восприятия времени зависят от возрастных особенностей (А.С. Дмитриев, 1980;
Е.М. Гареев, 1987; С.Л. Рубинштейн,
1989; В.В. Попович, В.А. Москвин,
1998; О.Е. Сурнина, 1999-2003). В разном возрасте нужно неодинаковое
количество физического времени для того, чтобы была проделана одинаковая
физиологическая работа. Секунда жизни старого организма значительно беднее
физиологическими процессами, чем молодого (Н.И. Моисеева с соавт., 1985). Целью
работы явилось выявление возрастных особенностей временных и пространственных
свойств у девочек и девушек школьного возраста (7-15 лет). Были исследованы
временные и пространственные свойства (время простой сенсомоторной реакции на
свет и звук, время реакции на движущийся объект, время реакции выбора,
индивидуальная минута (ИМ), индивидуальная единица времени (ИЕВ), точность
воспроизведения временного интервала, заполненного световым и звуковым
стимулом, точность оценивания и отмеривания отрезков, точность оценивания и
отмеривания углов) у 200 девочек и девушек. Для более полного представления о
возрастных особенностях временных и пространственных свойств был проведен
факторный анализ структуры временных и пространственных свойств у девочек и
девушек каждого возраста. В
проведенных исследованиях показано, что раньше всего в онтогенезе формируется
отсчет околосекундных интервалов – длительность ИЕВ у первоклассников ближе
всего к астрономической секунде. Длительность ИМ ближе всего к
астрономической у девушек старшего школьного возраста, что связано с
сформированностью механизмов, отвечающих за отсчет длительных временных
интервалов. Девочки и девушки с 4 - 9 классов воспроизводили временные
интервалы более точно, чем девочки 1,2 и 3 классов. Исследование
показателей времени реакции показало наибольшие значения времени простой
сенсомоторной реакции на свет у первоклассниц, и меньшие величины их у
школьниц среднего и старшего школьного возраста, по сравнению с младшими
школьницами. Время простой сенсомоторной реакции на звук было также меньше в
среднем и старшем школьном возрасте, по сравнению с младшим школьным
возрастом. Время реакции на движущийся объект было значительно ниже у
школьниц 2-6 классов по сравнению с первоклассницами и повышалось в 7, 8 и 9
классах. С 1 по 7 класс отмечается снижение времени реакции выбора, что, на
наш взгляд, связано с улучшением процессов коркового торможения и лучшей
дифференцировкой раздражителей. Угловые
величины лучше оценивали и узнавали девочки подросткового возраста (5-7
класс). С возрастом повышалась точность выполнения теста на узнавание
скорости движения. Наибольшие величины ошибок в этом тесте допускали
первоклассницы, а наименьшие - девушки 9 класса. Анализ
результатов исследований показывает, что на протяжении онтогенеза, в детском,
подростковом и юношеском возрасте происходят изменения временной и
пространственной структуры человека. В возрасте 7-и лет формируется ИЕВ
времени и наиболее точная оценка наиболее коротких промежутков времени
(околосекундных интервалов), формируется время сенсомоторной реакции.
Восприятие пространственных величин начинает формироваться с возраста 9-10
лет, а наиболее благоприятным периодом для проявления временных и
пространственных свойств является возраст 11 лет. В возрасте 13-15 лет,
благодаря формированию типов ВНД и преобладанию внутреннего и дифференцировочного
торможения, отмечаются лучшие показатели сложных сенсомоторных реакций и
более точное восприятие длительных временных интервалов. |