ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ И
ПРОСТРАНСТВА У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Ю.В. Корягина, Н.Л. Литош, С.И.
Шемет Сибирский государственный университет физической культуры
и спорта Омск, Россия Актуальность
Проблема восприятия времени и пространства человеком может быть отнесена к
числу глобальных проблем естествознания (Левич А.П., 1996). От того,
насколько адекватно человек отражает временные параметры, во многом зависит
степень его адаптации в обществе (Цуканов Б.И., 2000), успешность его
интеллектуальной и физической деятельности. В литературе рассматриваются
вопросы, связанные с восприятием времени как у детей, так и у взрослых
(Моисеева Н.И., 1989; Лупандин В.И., Сурнина О.Е., 1991; Бушов Ю.В.,
Несмелова Н.Н., 1994; Рубинштейн С.П., 1999; Сурнина О.Е., 1999; Цуканов
Б.И., 2000; Корягина Ю.В., 2003). Однако, недостаточно знаний о
закономерностях развития и механизмах нарушения восприятия времени и
пространства у детей с нарушениями интеллектуального развития, что не позволяет разработать
оптимальные подходы и методы при работе с такими детьми, особенно при
занятиях адаптивной физической культурой. Методика
и организация Целью исследования явилось выявление особенностей процессов
восприятия времени и пространства у
подростков, имеющих нарушения
интеллектуального развития.
Было обследовано 40 детей
с нарушенным интеллектом в
возрасте от 13 до 16 лет (с диагнозом олигофрения в степени
дебильности), обучающихся в специальной (коррекционной) школе №18 г.Омска и 30 подростков, такого же
возраста, учащихся школ №11 г.
Кемерово и №56 г. Омска. С помощью компьютерной программы “Исследователь временных и
пространственных свойств человека” (Нопин С.В., Корягина Ю.В., 2003;
свидетельство об официальной регистрации №2004610221) были исследованы: время
простой сенсомоторной реакции на свет и звук, время реакции на движущийся объект (РДО), время
реакции выбора, определение угловой скорости движения объекта, точность
оценивания и отмеривания звуковых и световых
сигналов, точность
оценивания и отмеривания отрезков, узнавание углов,
длительность индивидуальной минуты
(ИМ). Также
определялись: индивидуальная единица времени (ИЕВ) по методике Б.И. Цуканова
(2000), реализованной нами в виде компьютерной программы “Определитель
индивидуальной единицы времени” (Корягина Ю.В., Нопин С.В., 2004), скорость
переработки информации с помощью компьютерного варианта таблиц Шульте,
свойства нервной системы по тесту Г. Айзенка, выполненного в виде программы
для ЭВМ “Типолог”, функциональные асимметрии (ФА) с помощью тестов,
предложенных Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой (1988). Для анализа полученных
данных подростки с нарушениями интеллектуального развития были разделены на
группы в зависимости от половой принадлежности, функциональных асимметрий (по
методике Е.В. Фоминой, 2003) и длительности ИЕВ. Результаты
исследования Результаты исследования процессов восприятия времени и
пространства у подростков, обучающихся в массовой школе, и подростков с
нарушением интеллектуального развития показывают, что время простой
сенсомоторной реакции на свет и звук, РДО и время реакции выбора
было наименьшим у нормально развивающихся школьников восьмых классов и девятиклассников, по
сравнению с подростками с нарушенным интеллектом (рис.1). Выявлены
незначительные различия длительности ИМ:
у восьмиклассников – 40,43
с, девятиклассников – 44,11, восьмиклассников, имеющих нарушенный
интеллект – 43,77 и девятиклассников
с нарушением интеллектуального развития – 44,48. Более успешно
запоминали и воспроизводили длительность световых
сигналов подростки, обучающиеся
в массовой школе. Исследование точности восприятия пространства показало, что
более точно оценивают отрезки и углы, учащиеся с сохранным интеллектуальным развитием
восьмых, девятых классов
и девятиклассники, имеющие нарушения интеллектуального развития. Данные показателей теппинг-теста
и свойств нервной системы указывают на большую подвижность нервных процессов
(больше частота движений в теппинг-тесте) и доминирование 2-ой сигнальной
системы у девятиклассников, имеющих нарушения интеллектуального развития, по
сравнению с восьмиклассниками, что указывает на преобладание вербального
интеллекта по мере взросления. Рис.1. Величины времени сенсомоторных реакций у подростков с
нарушением интеллектуального развития и подростков, обучающихся в массовой
школе (ось Y – сотые доли секунды, ряд 1 – подростки с нарушением
интеллекта, ряд 2 – подростки, обучающиеся в массовой школе). Сравнение
временных и пространственных свойств, а также свойств нервной системы у
подростков разного пола, имеющих нарушения интеллектуального развития, не
выявило значительных различий по показателям времени реакции, точности оценивания
и отмеривания временных и пространственных интервалов. Девочки-подростки
отличались от мальчиков преобладанием первой сигнальной системы (P<0,05)
над второй (рис.2), что свидетельствует о наличии художественного типа высшей
нервной деятельности и невербального интеллекта, отражающего природные
возможности индивида манипулировать с непосредственными
(зрительно-пространственными) раздражителями. У мальчиков-подростков с
нарушением интеллектуального развития наблюдалось
равномерное соотношение первой и второй сигнальной систем. Рис. 2. Соотношение первой и второй сигнальной систем у
подростков мужского и женского пола, имеющих нарушения интеллектуального
развития (ось Х – пол, ось Y – баллы). По
данным теппинг-теста и количеству времени, затрачиваемого на выполнения
задания теста “таблицы Шульте” мальчики-подростки с нарушением
интеллектуального развития обладают большей подвижностью нервных процессов
(больше частота движений и скорость переработки информации) (P<0,05). Динамические
перестройки межполушарной асимметрии способствуют пластичности приспособления
человека к экстремальным условиям и лежат в основе надежности
функционирования организма (Колышкин В.В., 1998). В связи с этим, несомненный
интерес представляет рассмотрение особенностей функциональных асимметрий у
лиц с нарушениями интеллектуального развития и в особенности временных и
пространственных свойств у данных лиц, имеющих различные сочетания
функциональных асимметрий. В настоящее время функциональные асимметрии
понимаются, как неравенство участия левой и правой половин тела в реализации
сенсорных, моторных и психических функций (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А.,
1988). Для
анализа влияния особенностей функциональных асимметрий на процессы восприятия
времени и пространства подростков с интеллектуальной недостаточностью
обследуемые были разделены на группы по классификации Е.В. Фоминой (2003),
которая выделяет девять групп. Среди
исследуемых оказались лица, относящиеся к первой (правый профиль ФА), пятой
(амбидекстры), шестой (правый профиль с левыми сенсорными асимметриями),
седьмой (преимущественно правый профиль ФА с ведущим левым глазом), восьмой
(преимущественно правый профиль ФА с ведущим левым ухом) и девятой (левый
профиль ФА) группам. При
исследовании временных и пространственных свойств у подростков с нарушениями
интеллектуального развития, имеющими разный профиль ФА, не выявлено
статистически значимых различий по показателям времени сенсомоторных реакций.
Подростки
шестой группы имеют большие величины длительности
ИМ (51,43 с.) по сравнению с подростками пятой (28,69 с.) (P<0,05),
седьмой (33,69 с.) (P<0,05) и восьмой (31,20 с.) (P<0,05) групп
(рис.3). Также выявлена большая длительность ИМ у подростков девятой группы
(44,00 с.) по сравнению с подростками седьмой группы (33,69 с.) (P<0,01). Следовательно,
время течет медленнее у лиц с доминированием одной из сенсорной асимметрий
(глаз или ухо) и у амбидекстров. Подростки
шестой и девятой групп наиболее точно выполняли тест на узнавание угловой
скорости движения объекта (допускали наименьшие величины ошибок), что
представлено на рисунке 4. Рис.3. Длительность ИМ у подростков с нарушением
интеллектуального развития, имеющими разный профиль ФА (ось X – сотые
доли секунды, ось Y – группы). Рис. 4. Величины ошибок, допущенных при узнавании угловой
скорости движения объекта, у подростков с нарушением интеллектуального
развития, имеющих различный профиль ФА (ось X – группы, ось Y – величины
ошибок в %). Анализ
точности восприятия временных и пространственных интервалов показал (рис.5),
что наиболее точно выполняли задания на воспроизведение временных интервалов,
как со звуковым, так и со световым сигналом, лица 8 группы, а на оценивание и
отмеривание отрезков – 6 группы. Тест на узнавание величины предъявляемых
углов выполняли одинаково точно подростки с различными сочетаниями
функциональных асимметрий. Рис.5. Величины ошибок, допущенных при восприятии временных и
пространственных интервалов (ось X – группы, ось Y – величины ошибок в
%). Каждый
человек обладает собственной индивидуальной единицей времени, которая
измеряет ход переживаемого им времени (Лупандин В.И., Сурнина О.Е., 1991;
Цуканов Б.И., 2000) и позволяет описать разнообразие временных свойств в
психике индивида (Цуканов Б.И., 2000). Согласно исследованиям Б.И. Цуканова
(2000) длительность ИЕВ в человеческой популяции колеблется от 0,7 до 1,1 с,
в связи с чем он выделяет 5 равномерно распределяющихся временных типов,
которые соответствуют темпераментам и типам высшей нервной деятельности
(холероидный, сангвиноидный,
равновесный, флегматоидный, меланхолоидный). Исследования, проведенные
нами ранее (Корягина Ю.В. с соавт., 2003) на контингенте спортсменов,
показывают иное распределение временных типов – среди них оказались только
лица холероидной и сангвиноидной групп (длительность ИЕВ от 0,71 до 0,88
с). Проведенные исследования выявили,
что среди подростков с нарушением интеллектуального развития полностью
отсутствовали лица холероидной и сангвиноидной типов, а распределение
остальных групп (рис.6) оказалось следующим: равновесный – 12,5%,
флегматоидный – 37,5% и меланхолоидный
– (50%). Подобное сочетание временных групп и типов высшей нервной
деятельности у подростков с интеллектуальной недостаточностью вызывает
значительные затруднения при занятиях адаптивной физической культурой, из-за
меньшей силы и подвижности нервных процессов и отсутствия возможности со
стороны подростка-спортсмена проявлять волевые качества. Рис.6. Распределение временных типов у подростков с
нарушением интеллектуального развития (1 – равновесный тип, 2 –
флегматоидный тип, 3 – меланхолоидный тип). Выводы: 1. Подростки, имеющие нарушения
интеллектуального развития, отстают от своих сверстников по показателям
времени реакции, допускают большие величины ошибок при восприятии временных и
пространственных параметров, обладая меньшей динамикой нервных процессов и
психомоторными способностями. 2. По мере взросления у подростков с
нарушением интеллектуального развития повышается динамика нервных процессов и
отмечается преобладание 2 сигнальной системы (формируется мыслительный тип высшей нервной деятельности). 3. Девочки-подростки с нарушением
интеллектуального развития по сравнению с мальчиками имеют меньшую
подвижность процесса возбуждения, у них в большей степени преобладает 1-я
сигнальная система (способность манипулировать зрительно-пространственными
раздражителями). 4. Время течет медленнее у лиц с
наличием доминирования одной из сенсорной асимметрий (глаз или ухо) и у
амбидекстров, наиболее точным восприятием временных и пространственных
параметров отличаются подростки, имеющие сочетание правых моторных и левых
сенсорных асимметрий. 5. Подростки с нарушением
интеллектуального развития отличаются специфическим распределение временных
типов, среди них оказались только лица, относящиеся к равновесному,
флегматоидному и меланхолоидному
типам. Таким
образом, выявлены существенные различия временных и пространственных свойств
у подростков с нарушенным интеллектом, что необходимо учитывать при
планировании и проведении занятий адаптивной физической культурой. Литература 1. Брагина, Н.Н. Функциональные
асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. –М.: Медицина, 1988. –
240 с. 2. Бушов, Ю.В. Индивидуальные
особенности восприятия человеком длительности интервалов времени / Ю.В.
Бушов, Н.Н. Несмелова // Физиология человека. –1994.- Т.20, №3. -С.30 - 35. 3. Колышкин, В.В. Психофизиологический
анализ роли полушарий мозга в формировании устойчивого состояния при
долговременной адаптации человека / В.В. Колышкин // XVII Съезд физиологов
России: Тезисы докладов. – Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1998. – С. 422. 4. Корягина, Ю.В. Исследование хронобиологических
особенностей восприятия времени и пространства у спортсменов / Ю.В. Корягина
// Теория и практика физической культуры. - №11. – 2003. – С.14-15. 5. Корягина, Ю.В. Характеристика
временных свойств человека (физиологические аспекты) / А.И. Малко, Н.А.
Бугаева, И.И. Колбасюк // Успехи современного естествознания. – М.: Академия
Естествознания. - №11, 2003. – 59-60. 6. Корягина, Ю.В., Нопин С.В.
Использование информационных технологий для исследования временных и
пространственных свойств человека / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Успехи современного
естествознания. – М.: Академия Естествознания. - №4, 2004. – С. 40. 7. Левич, А.П. Мотивы и задачи
изучения времени / А.П. Левич // Конструкции времени в естествознании: на
пути к пониманию феномена времени. – М: Издательство Московского
университета. – С.9-27. 8. Лупандин, В.И., Сурнина О.Е.
Субъективные шкалы пространства и време¬ни / В.И. Лупандин , О.Е.
Сурнина - Свердловск: изд-во
Уральского ун-та, 1991. - 126 с. 9. Моисеева, Н.И. Восприятие времени
человеческим сознанием / Н.И. Моисеева // Хронобиология и хрономедицина. –
М.: Медицина, 1989. – С. 261-277. 10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей
психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2003. – 720 с. 11. Сурнина, О.Е. Возрастная динамика
субъективного отражения времени. Дис. доктор. биол. наук / О.Е. Сурнина –
Екатеринбург, 1999. – 317 с. 12. Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии
спортсменов / Е.В. Фомина – Омск: Изд-во СибГУФК, 2003. – 152 с. 13. Цуканов, Б.И. Время в психике
человека / Б.И. Цуканов – Одесса: АстроПринт, 2000.–218 с. |