Аналитик Программы для психодиагностики и оценки функционального состояния

Главная

Услуги

Прайс лист

Продукция

Научная работа

Сотрудники

Литература

Доставка и оплата

ДИНАМИКА ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОНТОГЕНЕЗЕ У ШКОЛЬНИЦ 1-9 КЛАССОВ

Т.Ю. Паймурзина, Ю.В. Корягина

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Омск, Россия

Целью исследования явилось выявление динамики психомоторных способностей в онтогенезе у школьниц. С помощью компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека» (С. В. Нопин, Ю. В. Корягина, 2003) было исследовано 110 девочек 1 - 9 классов. Определялись следующие показатели: время простой сенсомоторной реакции на свет и звук, время реакции на движущийся объект (РДО), время реакции выбора, длительность индивидуальной минуты (ИМ), оценка угловой скорости движения объекта, воспроизведение длительности временного интервала, оценка величины предъявляемых отрезков, отмеривание отрезков, оценка величины и узнавание предъявляемых углов, свойства нервной системы с помощью теппинг-теста.

Результаты исследования показали, что время простой сенсомоторной реакции на свет было наименьшим в 5, 6, 7 классах, а  наибольшие величины наблюдались в 1 и 9 классах (P<0,05). Лучшие показатели времени простой сенсомоторной реакции на звук были выявлены в 5 классе. Наиболее точно этот тест РДО выполняют ученицы 2 и 3 классов, а время реакции выбора лучше у более старших школьников (6,7 и 9 класс), что объясняется сложностью данной реакции связанной с дифференцировкой сигнала.

Исследование ИМ показало наилучшие результаты в  первом классе (P<0,05), и ее значительное снижение во втором (P<0,05), третьем (P<0,05) и четвертом (P<0,05), что можно объяснить психоэмоциональным напряжением детей, связанным с процессом обучения в школе и большими нагрузками. Показатели оценки угловой скорости движения объекта и точности воспроизведения временных интервалов были лучшими у школьниц 5, 6 и 7 классов, у школьниц всех классов не выявлено статистически значимых различий при оценивании линейных величин, а угловые величины более точно оценивают школьницы средних и старших классов. Результаты в теппинг-тесте улучшаются с 1 по 4 класс, затем стабилизируются с 5 по 8 класс и опять увеличиваются с 8 по 9 класс.

Таким образом, в школьном возрасте наблюдаются динамические изменения психомоторных способностей. Наилучшие показатели времени простых сенсомоторных реакций выявлены у школьниц 5-6 классов, а сложных реакций - в старшем школьном возрасте (9 класс). В процессе школьного обучения отмечается изменения силы и динамики нервных процессов (по результатам теппинг-теста):  существенное улучшение с 1 по 4 класс, стабилизация с 5 по 8 класс и повышение с 8 по 9 класс.