ДИНАМИКА ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В
ОНТОГЕНЕЗЕ У ШКОЛЬНИЦ 1-9 КЛАССОВ Т.Ю. Паймурзина, Ю.В. Корягина Сибирский государственный университет физической культуры
и спорта Омск, Россия Целью
исследования явилось выявление динамики психомоторных способностей в
онтогенезе у школьниц. С помощью компьютерной программы «Исследователь
временных и пространственных свойств человека» (С. В. Нопин, Ю. В. Корягина,
2003) было исследовано 110 девочек 1 - 9 классов. Определялись следующие
показатели: время простой сенсомоторной реакции на свет и звук, время реакции
на движущийся объект (РДО), время реакции выбора, длительность индивидуальной
минуты (ИМ), оценка угловой скорости движения объекта, воспроизведение
длительности временного интервала, оценка величины предъявляемых отрезков,
отмеривание отрезков, оценка величины и узнавание предъявляемых углов,
свойства нервной системы с помощью теппинг-теста. Результаты
исследования показали, что время простой сенсомоторной реакции на свет было
наименьшим в 5, 6, 7 классах, а
наибольшие величины наблюдались в 1 и 9 классах (P<0,05). Лучшие
показатели времени простой сенсомоторной реакции на звук были выявлены в 5
классе. Наиболее точно этот тест РДО выполняют ученицы 2 и 3 классов, а время
реакции выбора лучше у более старших школьников (6,7 и 9 класс), что
объясняется сложностью данной реакции связанной с дифференцировкой сигнала. Исследование
ИМ показало наилучшие результаты в
первом классе (P<0,05), и ее значительное снижение во втором
(P<0,05), третьем (P<0,05) и четвертом (P<0,05), что можно объяснить
психоэмоциональным напряжением детей, связанным с процессом обучения в школе
и большими нагрузками. Показатели оценки угловой скорости движения объекта и
точности воспроизведения временных интервалов были лучшими у школьниц 5, 6 и
7 классов, у школьниц всех классов не выявлено статистически значимых
различий при оценивании линейных величин, а угловые величины более точно
оценивают школьницы средних и старших классов. Результаты в теппинг-тесте
улучшаются с 1 по 4 класс, затем стабилизируются с 5 по 8 класс и опять
увеличиваются с 8 по 9 класс. Таким
образом, в школьном возрасте наблюдаются динамические изменения психомоторных
способностей. Наилучшие показатели времени простых сенсомоторных реакций
выявлены у школьниц 5-6 классов, а сложных реакций - в старшем школьном
возрасте (9 класс). В процессе школьного обучения отмечается изменения силы и
динамики нервных процессов (по результатам теппинг-теста): существенное улучшение с 1 по 4 класс,
стабилизация с 5 по 8 класс и повышение с 8 по 9 класс. |