ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ
НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Ю.В.Корягина, д.б.н., и.о. профессора, Кудря Н.С. аспирант Сибирский государственный университет физической
культуры и спорта Кафедра анатомии и физиологии Омск, Россия Современная хронобиология изучает проблемы биологического времени, включающего в себя особенности процессов восприятия времени, и закономерности осуществления процессов жизнедеятельности организма во времени (Комаров Ф. И., 1989). Хронобиологические особенности организма являются общей характеристикой физиологической организации живых систем (Алякринский Б.С., 1989; Путилов А.А., 2003), инструментом адаптации и универсальным критерием общего функционального состояния организма (Алякринский Б.С., 1989; Губин Г. Д ., 2004). В детском возрасте умственные способности стимулируются и развиваются благоприятно, только в интеграции с двигательной активностью. Будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта (Баряев А.А., 2006; Хоботов С.А., 2006). Анализ современных программ по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений показал, что в них недостаточно учитываются индивидуальные особенности учащихся (Баряев А.А., 2006; Хоботов С.А., 2006), к которым относятся психофизиологические, хронобиологические и другие характеристики. Наряду с изучением хронобиологических особенностей здорового человека разрабатывается направление, в рамках которого исследуются особенности данных свойств у лиц с различного рода аномалиями, а также у лиц с низкой способностью к адаптации (Моисеева Н.И., 1985). Однако, отсутствуют сведения, касающиеся хронобиологических особенностей у лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии. Недостаточность знаний о хронобиологических особенностях детей и подростков с задержкой психического развития не позволяет разработать адекватные методики для работы с такими детьми. Цель исследования: изучить хронобиологические особенности подростков с нарушением интеллектуального развития Организация исследования. Для выявления особенностей процессов восприятия времени у подростков, имеющих нарушения интеллектуального развития, обследовалось 80 детей с нарушенным интеллектом в возрасте от 13 до 16 лет (с диагнозом олигофрения в степени дебильности), обучающихся в специальной (коррекционной) школе №12 г. Омска и 30 подростков, такого же возраста, учащихся школы №56 г. Омска. Для исследования хронотипологических особенностей у подростков обследовалось 45 детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, в возрасте от 13 до 16 лет (с диагнозом олигофрения в степени дебильности), обучающихся в специальной (коррекционной) школе №12 г. Омска и 80 подростков, того же возраста, учащихся школы № 56 г. Омска. Всего в исследовании приняло участие 125 детей с нарушениями интеллектуального развития и 110 подростков с сохранным интеллектом. Хронотипологические особенности определялись с помощью анкеты “Жаворонки и совы” (Ostberg O., 1973), исследование времени реакции и процессов восприятия времени осуществлялось с помощью компьютерной программы “Исследователь временных и пространственных свойств человека” (Корягина Ю.В., Нопин С.В., 2004). Результаты исследования времени
простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигнал у подростков
показали наименьшее время двигательной реакции на световой стимул у обычных
школьников и девятиклассников, имеющих нарушения интеллектуального развития.
Медленнее всего реагировали на световой раздражитель подростки, обучающиеся в
восьмом классе коррекционной школы. У подростков, обучающихся в восьмом
классе общеобразовательной школы, и девятиклассников коррекционной школы
отмечены наименьшие величины времени простой сенсомоторной реакции на звук.
Наибольшее время двигательной реакции на звуковой сигнал выявлено у
восьмиклассников, имеющих нарушения интеллектуального развития. Сложные сенсомоторные реакции
также существенно отличались у умственно отсталых школьников и школьников с
сохранным интеллектом. Согласно
результатам, наименьшее время
реакции на движущийся
объект (рис. 1) имеют школьники девятых и восьмых классов, а наибольшее
- восьми и девятиклассники, имеющие
нарушения интеллекта. Наименьшее
время реакции выбора
показали подростки восьмых и
девятых классов общеобразовательной школы. Восьми и девятиклассники, имеющие
нарушения интеллектуального развития, показали наибольшее время реакции
выбора. При анализе результатов
хронотипологических особенностей у шестиклассников выявлено, что “крайние
вечерние” и “крайние утренние” типы
(т.е. “жаворонки” и “совы”) встречаются только у школьников с сохранным
интеллектом (рис. 2).
Рис. 1. Время реакции на движущийся объект у подростков (ось Y – сотые доли секунды, ось X – классы; 8,9 – классы общеобразовательных школ, 6* - 9* - классы коррекционной школы) Исследование распределения хронотипов у семиклассников с нормальным и нарушенным интеллектом показало, что “крайние” типы также присущи только подросткам с нормальным интеллектом, а среди умственно отсталых школьников встречаются в основном аритмики. Это говорит о более позднем формировании биоритмологического типа у умственно отсталых подростков, что необходимо учитывать не только при планировании занятий адаптивной физической культурой, но и при организации режима дня умственно отсталых школьников. Исследования распределения хронотипов у восьмиклассников выявили незначительные различия между школьниками с нормальным и нарушенным интеллектом. Процентное распределение хронотипов у девятиклассников с нарушенным интеллектом было почти равномерным между “крайними” типами, а среди школьников с сохранным наоборот – преобладали аритмики. Исследование хронотипологических особенностей подростков различного возраста с нормальным и нарушенным интеллектом показало, что в младшем возрасте “крайние вечерние” и “крайние утренние” типы встречаются только у школьников с сохранным интеллектом, что также подтверждает более позднее формирование биоритмологического профиля у умственно отсталых подростков. Рис.2. Распределение хронотипов у шестиклассников с сохранным и нарушенным интеллектом (ось Y - %; у.о. – умственно отсталые школьники, норм. – школьники с сохранным интеллектом) Таким
образом, умственно отсталые подростки отличаются от своих сверстников с
сохранным интеллектом меньшей динамикой нервных процессов, что выражается большими
величинами простых и сложных сенсомоторных реакций и меньшей точностью
воспроизведения длительности временных интервалов, заполненных световым
сигналом. Распределение хронотипов отличается у подростков с нарушенным и
нормальным интеллектом: в младшем возрасте “крайние вечерние” и “крайние утренние” типы встречаются только
у школьников с сохранным интеллектом, что свидетельствует о более позднем
формировании биоритмологического типа. Выявленные хронобиологические
особенности подростков с нарушениями интеллектуального развития необходимо
учитывать при планировании и проведении занятий адаптивной физической
культурой и организации режима дня. Библиография
4. Корягина Ю.В. Исследователь временных и
пространственных свойств человека № 2004610221 / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин //
Программы для ЭВМ… (офиц. бюл.). - 2004. - № 2. - С. 51.
9.
Ostberg O. Circadian Rhythms of Food Intake and Oral Temperature in “Morning” and “Evening”
Groups of Individuals / O. Ostberg // Ergonomics. –1973. –Vol. 16, № 2. - P.
203-209. |