Аналитик Программы для психодиагностики и оценки функционального состояния

Главная

Услуги

Прайс лист

Продукция

Научная работа

Сотрудники

Литература

Доставка и оплата

ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

Ю.В.Корягина, д.б.н., и.о. профессора, Кудря Н.С. аспирант

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Кафедра анатомии и физиологии

Омск, Россия

 

Современная хронобиология изучает проблемы биологического времени, включающего в себя особенности процессов восприятия времени, и закономерности осуществления процессов жизнедеятельности организма во времени (Комаров Ф. И., 1989). Хронобиологические особенности организма являются общей характеристикой физиологической организации живых систем (Алякринский Б.С., 1989; Путилов А.А., 2003), инструментом адаптации и универсальным критерием общего функционального состояния организма (Алякринский Б.С., 1989; Губин Г. Д ., 2004).

В детском возрасте умственные способности стимулируются и развиваются благоприятно, только в интеграции с двигательной активностью. Будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта (Баряев А.А., 2006; Хоботов С.А., 2006). Анализ современных программ по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений показал, что в них недостаточно учитываются индивидуальные особенности учащихся (Баряев А.А., 2006; Хоботов С.А., 2006), к которым относятся психофизиологические, хронобиологические и другие характеристики.

Наряду с изучением хронобиологических особенностей здорового человека разрабатывается направление, в рамках которого исследуются особенности данных свойств у лиц с различного рода аномалиями, а также у лиц с низкой способностью к адаптации (Моисеева Н.И., 1985). Однако, отсутствуют сведения, касающиеся хронобиологических особенностей у лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии. Недостаточность знаний о хронобиологических особенностях детей и подростков с задержкой психического развития не позволяет разработать адекватные методики для работы с такими детьми.

Цель исследования: изучить хронобиологические особенности подростков с нарушением интеллектуального развития

Организация исследования. Для выявления  особенностей  процессов  восприятия  времени   у  подростков,  имеющих  нарушения  интеллектуального  развития,  обследовалось   80  детей  с нарушенным  интеллектом  в  возрасте от 13 до 16 лет (с диагнозом олигофрения в степени дебильности), обучающихся в специальной (коррекционной) школе №12  г. Омска и 30 подростков, такого же возраста, учащихся школы  №56 г. Омска. Для исследования хронотипологических особенностей у подростков обследовалось 45 детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, в возрасте от 13 до 16 лет (с диагнозом олигофрения в степени дебильности), обучающихся в специальной (коррекционной) школе №12  г. Омска и 80 подростков, того же возраста, учащихся школы № 56  г. Омска. Всего в исследовании приняло участие 125 детей с нарушениями интеллектуального развития и 110 подростков с сохранным интеллектом.

Хронотипологические особенности определялись с помощью анкеты “Жаворонки и совы” (Ostberg O., 1973), исследование времени реакции и процессов восприятия времени осуществлялось с помощью компьютерной программы “Исследователь временных и пространственных свойств человека” (Корягина Ю.В., Нопин С.В., 2004).

Результаты исследования времени простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигнал у подростков показали наименьшее время двигательной реакции на световой стимул у обычных школьников и девятиклассников, имеющих нарушения интеллектуального развития. Медленнее всего реагировали на световой раздражитель подростки, обучающиеся в восьмом классе коррекционной школы. У подростков, обучающихся в восьмом классе общеобразовательной школы, и девятиклассников коррекционной школы отмечены наименьшие величины времени простой сенсомоторной реакции на звук. Наибольшее время двигательной реакции на звуковой сигнал выявлено у восьмиклассников, имеющих нарушения интеллектуального развития.

Сложные сенсомоторные реакции также существенно отличались у умственно отсталых школьников и школьников с сохранным интеллектом. Согласно  результатам,  наименьшее  время  реакции  на  движущийся  объект (рис. 1) имеют школьники девятых и восьмых классов, а наибольшее - восьми и девятиклассники, имеющие  нарушения интеллекта. Наименьшее  время  реакции  выбора  показали  подростки восьмых и девятых классов общеобразовательной школы. Восьми и девятиклассники, имеющие нарушения интеллектуального развития, показали наибольшее время реакции выбора.

При анализе результатов хронотипологических особенностей у шестиклассников выявлено, что “крайние вечерние” и  “крайние утренние” типы (т.е. “жаворонки” и “совы”) встречаются только у школьников с сохранным интеллектом (рис. 2).

 


Проведенные  исследования не выявили  статистически достоверных  различий  длительности  индивидуальной  минуты и точности воспроизведения  длительности  звуковых сигналов у  подростков с нарушенным и сохранным интеллектом. Однако, в исследованиях установлено, что более  успешно  запоминают  и  воспроизводят  длительность  световых  сигналов  школьники с  нормальным  интеллектуальным  развитием.  Самые  высокие  величины ошибок в данном тесте наблюдались у учащихся восьмых классов с нарушением  интеллектуального  развития.

Рис. 1. Время реакции на движущийся объект у подростков (ось Y – сотые доли секунды, ось X – классы; 8,9 – классы общеобразовательных школ, 6* - 9* - классы коррекционной школы)

 

Исследование  распределения хронотипов у семиклассников с нормальным и нарушенным интеллектом  показало,  что  “крайние” типы также присущи только подросткам с нормальным интеллектом, а среди умственно отсталых школьников встречаются в основном аритмики. Это говорит о более позднем формировании биоритмологического типа у умственно отсталых подростков, что необходимо учитывать не только при планировании занятий адаптивной физической культурой, но и при организации режима дня умственно отсталых школьников.

Исследования распределения хронотипов у восьмиклассников выявили  незначительные  различия между школьниками с нормальным и нарушенным интеллектом. Процентное распределение хронотипов у девятиклассников с нарушенным интеллектом было почти равномерным между “крайними” типами, а среди школьников с сохранным наоборот – преобладали аритмики.

Исследование хронотипологических особенностей подростков различного возраста с нормальным и нарушенным интеллектом показало, что в младшем возрасте “крайние вечерние” и  “крайние утренние” типы встречаются только у школьников с сохранным интеллектом, что также подтверждает более позднее формирование биоритмологического профиля у умственно отсталых подростков.

Рис.2. Распределение хронотипов у шестиклассников с сохранным и нарушенным интеллектом (ось Y - %; у.о. – умственно отсталые школьники, норм. – школьники с сохранным интеллектом)

 

Таким образом, умственно отсталые подростки отличаются от своих сверстников с сохранным интеллектом меньшей динамикой нервных процессов, что выражается большими величинами простых и сложных сенсомоторных реакций и меньшей точностью воспроизведения длительности временных интервалов, заполненных световым сигналом. Распределение хронотипов отличается у подростков с нарушенным и нормальным интеллектом: в младшем возрасте “крайние вечерние” и  “крайние утренние” типы встречаются только у школьников с сохранным интеллектом, что свидетельствует о более позднем формировании биоритмологического типа. Выявленные хронобиологические особенности подростков с нарушениями интеллектуального развития необходимо учитывать при планировании и проведении занятий адаптивной физической культурой и организации режима дня.

Библиография

  1. Алякринский Б.С. Проблемы циркадианности / Б.С. Алякринский // Биоритмологические исследования в космической биологии и медицине. Проблемы косм. биол. – М.: Наука, 1989. – С. 12-14.
  2. Баряев А. А. Коррекция психомоторных и сенсорно-перцептивных нарушений учащихся с задержкой психического развития элементами спортивных игр / А.А. Баряев. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Санкт-Петербург, 2006. - 24 c.
  3. Губин Г. Д Хронобиологические исследования и их роль в оценке здоровья / Д. Г. Губин, Ф. Халберг,  Ж. Корнеписсен, Д. Вайнерт, Ф. И. Кома­ров // XIX съезд Физиологиче­ского общества им. И. П. Павлова. Материалы съезда. Екате­ринбург, 2004. - С. 70-72.

4.      Корягина Ю.В. Исследователь временных и пространственных свойств человека № 2004610221 / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ… (офиц. бюл.). - 2004. - № 2. - С. 51.

  1. Моисеева Н.И. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности / Н.И. Моисеева, Н.И. Караулова, С.В. Панюшкина, А.Н. Петров. – Ташкент: Медицина, 1985. – 158 с.
  2. Путилов А.А. “Совы”, “жаворонки” и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер / А.А. Путилов. – Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2003. 608 с.
  3. Хоботов С. А. Программно-методическое обеспечение формирования координационных способностей у школьников с проблемами развития, проживающих в условиях Северных регионов / C.А. Хоботов. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Красноярск, 2006. - 21 c.
  4. Комаров Ф. И. Хронобиологические аспек­ты гастроэнтерологии / Ф.И. Комаров, С.И. Рапопорт // Хронобиология и хрономедицина. — М.: Медицина, 1989. – С. 278-293.

9.      Ostberg O. Circadian Rhythms of Food Intake and  Oral Temperature in “Morning” and “Evening” Groups of Individuals / O. Ostberg // Ergonomics. –1973. –Vol. 16, № 2. - P. 203-209.