Аналитик Программы для психодиагностики и оценки функционального состояния

Главная

Услуги

Прайс лист

Продукция

Научная работа

Сотрудники

Литература

Доставка и оплата

аннотация

Оценка уровня притязаний (В.К. Гербачевский)

Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу: +3 – полностью согласны; +2 – согласны; +1 – скорее согласны, чем не согласны; 0 – нейтральное отношение; - 1 – скорее не согласны, чем согласны; - 2 – не согласны; - 3 – полностью не согласны. Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия) (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3).  Нужно выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую состояние в момент обследования. Старайтесь использовать весь диапазон цифр и, по возможности, избегать нейтральных оценок (цифра 0). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.

Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. ) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. ).

Таблица. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности.

№ пп

Компоненты мотивационной структуры

Номера высказываний

Баллы

1

Внутренний мотив

15*, 23, 33

 

2

Познавательный мотив

5, 22*, 38

 

3

Мотив избегания

11, 17, 34

 

4

Состязательный мотив

8, 32*, 39

 

5

Мотив смены деятельности

1, 9, 27

 

6

Мотив самоуважения

12, 21, 30

 

7

Значимость результатов

7, 20*, 36

 

8

Сложность задания

6, 28*

 

9

Волевое усилие

2, 13, 37*

 

10

Оценка уровня достигнутых результатов

19*, 29

 

11

Оценка своего потенциала

18, 31, 41*

 

12

Намеченный уровень мобилизации усилий

3, 24*, 40

 

13

Ожидаемый уровень результатов

10, 25*

 

14

Закономерность результатов

14, 26*, 42*

 

15

Инициативность

4*, 16, 35

 

Примечание. Баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. ).

Таблица . Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы.

Перевод

Шкала для ответов

-3

-2

-3

0

+1

+2

+3

Прямой

1

2

3

4

5

6

7

Обратный

7

6

5

4

3

2

1

 

Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).

В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся следующие.

Компонент 1 — внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность.

Компонент 2 — познавательный мотив. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности.

Компонент 3 — мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат со всеми вытекающими из этого последствиями.

Компонент 4 — состязательный мотив. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов.

Компонент 5 — мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент.

Компонент 6 — мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности.

Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам.

Компонент 7 — придание личностной значимости результатам деятельности.

Компонент 8 — уровень сложности задания.

Компонент 9 — проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием.

Компонент 10 — оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.

Компонент 11 — оценка своего потенциала.

В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта.

Компонент 12 — намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности.

Компонент 13 — ожидаемый уровень результатов деятельности.

Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:

Компонент 14 — закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.

Компонент 15 — инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.

Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний:

12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.

21. Я хочу ставить все более и более трудные цели.

30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть.

Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.

Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний:

          низкий уровень: 3-9 баллов;

          средний уровень: 10-16 баллов;

          высокий уровень: 17-21 балл.

 

 Тестирование может проводиться в двух режимах: пользовательский (вопрос - ответ), преподавательский (одновременно много вопросов – много ответов).

Программа предназначена для использования в психологической, медицинской, спортивной, педагогической практике. Полученные результаты могут выводиться в файлы формата Microsoft Word (*.doc), Microsoft Excel (*.xls) (в таблицы Excel), что позволяет накапливать статистические данные,  либо в обычные текстовые файлы (*.csv) и (*.txt) и/или на принтер.


( купить программы оценки функциональных возможностей, двигательных качеств, психомоторных способностей и психологического состояния, а также аппаратно-программные комплексы (АПК) для тестирования человека, учебные пособия на бумажных и электронных носителях и учебные фильмы)