аннотация Оценка
уровня притязаний (В.К. Гербачевский) Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней
притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной
структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В
зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами. Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в
какой степени вы согласны или не согласны с ним. Чтобы оценить степень вашего
согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 – полностью согласны; +2 – согласны; +1 – скорее согласны, чем не
согласны; 0 – нейтральное отношение; - 1 – скорее не согласны, чем согласны;
- 2 – не согласны; - 3 – полностью не согласны. Прочтите утверждение теста и
оцените степень своего согласия (или несогласия) (-3, -2, -1, 0, +1, +2,
+3). Нужно выбрать и отметить цифру,
наиболее точно отражающую состояние в момент обследования. Старайтесь
использовать весь диапазон цифр и, по возможности, избегать нейтральных
оценок (цифра 0). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не
тратьте времени на его обдумывание. Анализ и интерпретация данных исследования Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания
опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются
познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения
и т. п. На основе этих потребностей человек оценивает значимость и трудность
задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных
качеств. По результатам тестирования определяется мотивационная структура
личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому
из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. ) и
правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. ). Таблица. Ключ к компонентам мотивационной структуры личности.
Примечание. Баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*),
подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. ). Таблица . Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы.
Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре
блока (группы). В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро
мотивационной структуры личности. К ним относятся следующие. Компонент 1 — внутренний мотив. Выражает увлеченность заданием,
выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность. Компонент 2 — познавательный мотив. Характеризует субъекта как
проявляющего интерес к результатам своей деятельности. Компонент 3 — мотив избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий
результат со всеми вытекающими из этого последствиями. Компонент 4 — состязательный мотив. Показывает, насколько субъект
придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов. Компонент 5 — мотив к смене текущей деятельности. Раскрывает
переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в
данный момент. Компонент 6 — мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта
ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы
личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к
определенному виду деятельности. Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно
трудных целей. Они относятся к текущим делам. Компонент 7 — придание личностной значимости результатам деятельности. Компонент 8 — уровень сложности задания. Компонент 9 — проявление волевого усилия. Выражает оценку степени
выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием. Компонент 10 — оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с
возможностями субъекта в определенном виде деятельности. Компонент 11 — оценка своего потенциала. В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок
деятельности субъекта. Компонент 12 — намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для
достижения целей деятельности. Компонент 13 — ожидаемый уровень результатов деятельности. Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей
деятельности. В нее входят два компонента: Компонент 14 — закономерность результатов. Выражает понимание субъектом
собственных возможностей в достижении поставленных целей. Компонент 15 — инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы
и находчивости при решении поставленных перед собой задач. Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную
структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Центральным звеном в этой
структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения
адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности. Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют
построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены
количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами. Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня
притязаний, формируется на основе трех высказываний: 12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти. 21. Я хочу ставить все более и более трудные цели. 30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть. Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным
высказываниям, составляет от 3 до 21. Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный
результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с
другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно
воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний: • низкий уровень: 3-9
баллов; • средний уровень: 10-16
баллов; • высокий уровень: 17-21
балл. Тестирование может проводиться в двух режимах: пользовательский (вопрос - ответ), преподавательский (одновременно много вопросов – много ответов). Программа предназначена для
использования в психологической, медицинской, спортивной, педагогической
практике. Полученные результаты могут выводиться в файлы формата Microsoft Word (*.doc), Microsoft Excel (*.xls) (в таблицы Excel), что позволяет накапливать
статистические данные, либо в обычные
текстовые файлы (*.csv)
и (*.txt) и/или на
принтер. ( купить
программы оценки функциональных возможностей, двигательных качеств, психомоторных способностей и психологического
состояния, а также аппаратно-программные комплексы (АПК) для
тестирования человека, учебные пособия на бумажных и электронных носителях и
учебные фильмы) |