Аналитик Программы для психодиагностики и оценки функционального состояния

Главная

Услуги

Прайс лист (цены)

Продукция

Научная работа

Сотрудники

Литература

Доставка и оплата

Тематический учебный план предмета

 "психофизиологические основы деятельности водителя"


 

Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку

и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами (приказ Минобрнауки № 1408 от 26 декабря 2013 г

"Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий") - ссылка

 

Учебный план подготовки водителей должен включать предмет "Психофизиологические основы

деятельности водителя", согласно приказа Минобрнауки № 1408 от 26 декабря 2013 г

"Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" – ссылка на программы подготовки и переподготовки PDF (*.pdf).

При проведении занятий по этому предмету может быть использован Аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя АПК Аналитик-авто.

 

Ниже представлена сокращенная версия тематического учебного плана предмета "психофизиологические основы деятельности водителя", который разработан ООО “Научно-методический центр Аналитик”

Скачать полный учебный план предмета"Психофизиологические основы деятельности водителя" в формате MS WORD (*.doc) или PDF (*.pdf).

Распределение учебных часов по разделам и темам

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Введение в психофизиологию. Психика и деятельность человека.

2

2

-

Основные психофизиологические способности водителя. Роль восприятия, внимания, эмоций.

2

2

-

Психомоторика и деятельность водителя. Диагностика психомоторных способностей.

2

2

2

Психологические свойства личности и состояния в процессе деятельности водителя. Их диагностика и регуляция.

2

2

2

Промежуточная аттестация

0,5

0,5

 

Итого

12,5

8,5

4

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

"ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ"

(В СОКРАЩЕНИИ)

 Введение в психофизиологию. Психика и деятельность человека.

Понятие психофизиологии. Мозг и основные психические процессы. Особенности формирование навыка вождения. Управление движением. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции. Рефлекторный контроль движения. Устойчивость навыка. Психические процессы в практике вождения автомобиля. Основные психофизиологические и психологические особенности и состояния, характерные для практики водителя.

Основные психофизиологические способности водителя. Роль восприятия, внимания, эмоций.

Психофизиология восприятия. Системы восприятия и их роль в деятельности водителя. Опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки. Зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя. Роль других систем восприятия (слуховая, вестибулярная система, двигательная) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки. Определение внимания и его виды. Модели внимания. Внимание и функциональное состояние человека. Причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством. Способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости. Психофизиология эмоций, роль эмоций в деятельности водителя. Эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация).

 

Психомоторика и деятельность водителя. Диагностика психомоторных способностей.

Формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции. Диагностика психомоторных способностей: простой и сложной сенсомоторной реакции, работоспособности нервной системы, скорости переработки информации, психической врабатываемости и устойчивости, процессов восприятия времени и пространства. Динамика и лабильность нервных процессов, диагностика и роль в деятельности водителя.

Психологические состояния в процессе деятельности водителя. Их диагностика и регуляция.

 

Психологические свойства личности и состояния в процессе деятельности водителя. Их диагностика и регуляция.

 

Свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя.

Мотивация в деятельности водителя. Мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя.

Ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством. Представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге. конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения. Диагностика психологических свойств и состояний характерных для деятельности водителя.

 

Практические занятия

 

Лабораторная работа №1

Исследование психофизиологических качеств водителя

Цель работы: определить психофизиологические качества водителя по параметрам реакций и критической частоты слияния мельканий.

 

Теоретические сведения.

Согласно представлениям И. П. Павлова, сила нервной системы (НС) характеризуется выносливостью нервных клеток,   т. е. способностью их выдерживать длительное или очень сильное возбуждение, не переходя в состояние запредельного торможения. Показателем силы является предел работоспособности, определяемый по той интенсивности раздражения, когда впервые возникают признаки запредельного торможения. Все применявшиеся в Павловских лабораториях приемы определения силы нервной системы у животных основаны именно на нахождении предела работоспособности. На рисунке 1 представлено два типичных примера графика времени реакции для представителей сильной и слабой нервных систем. Так, на правом графике видно постепенное уменьшение скорости реакции при возрастании интенсивности стимула. Это характерно для представителей сильной НС. На левом наблюдается уменьшение скорости реакции лишь до определенного уровня интенсивности.

Оборудование: аппаратно-программный комплекс «АПК Аналитик Авто»

Ход работы. Включить аппаратно-программный комплекс «АПК Аналитик Авто», запустить программу. В главном окне программы выберете вкладку «Психофизиологические тесты». Затем в окне выбора тестов отметьте галочкой тесты №№ 1–3, 8–13.

Выполните тесты:

·  определение времени простой сенсомоторной реакции на световой сигнал рукой;

·  определение времени простой сенсомоторной реакции на световой сигнал ногой;

·  определение времени простой сенсомоторной реакции на звуковой сигнал рукой;

·  определение времени простой сенсомоторной реакции на звуковой сигнал ногой;

·  определение времени реакции выбора;

·  теппинг-тест рукой;

·  теппинг-тест ногой;

·  определение критической частоты слияния мельканий;

·  определение критической частоты различения мельканий.

 

Для выполнения психофизиологического тестирования с пультом выберите соответствующий раздел в меню программы и включите внешний пульт нажатием верхней кнопки на нем (должен загореться зеленый светодиод на задней стенке пульта), затем нажмите кнопку «Начать тесты». Если были выбраны какие-либо тесты и соединение с пультом установлено, то внизу открывшегося окна должна появиться соответствующая информация («Соединение с пультом успешно установлено. Порт подключения COMxx»), см. рис. 2.

Запуск соответствующих тестов возможен как с клавиатуры компьютера, так и с нажатия левой кнопки пульта. Фиксация нажатий и временных интервалов осуществляется нажатием правой кнопки пульта.

 

ТЕСТ «Определение времени простой

сенсомоторной реакции на свет рукой»

Простая сенсомоторная реакция – элементарный вид произвольной реакции. Ее величина имеет наибольшее значение там, где человеку необходимо реагировать на какой-либо сигнал. Время простой сенсомоторной реакции зависит от вида сигнала, типа ответа, направленности внимания, установки, психического состояния испытуемого, а также от более устойчивых индивидуальных особенностей. Время простой сенсомоторной реакции можно успешно развивать.

Для начала теста откройте соответствующий раздел в меню программы и нажмите левую кнопку на пульте АПК. Технология исследования оценки времени простой сенсомоторной реакции на свет рукой заключается в подаче светового стимула в аппаратную часть АПК (трубу) и непосредственно на внешнем пульте, при предъявлении данного стимула испытуемому необходимо как можно быстрее нажать правую кнопку в нижней части пульта.

 

ТЕСТ «Определение времени простой

сенсомоторной реакции на свет ногой»

Для начала теста откройте соответствующий раздел в меню программы и нажмите левую кнопку на пульте АПК. Поставьте ногу на педаль.

Технология исследования оценки времени простой сенсомоторной реакции на свет ногой заключается в подаче светового стимула в аппаратную часть АПК (трубу) и непосредственно на внешнем пульте, при предъявлении данного стимула испытуемому необходимо как можно быстрее нажать на педаль.

 

ТЕСТ «Определение времени простой

сенсомоторной реакции на звук рукой»

Технология исследования оценки времени простой сенсомоторной реакции на звук рукой заключается в подачи звукового стимула через внешний пульт, при предъявлении звука испытуемому необходимо как можно быстрее нажать правую кнопку в нижней части пульта.

 

 

ТЕСТ «Определение времени простой

сенсомоторной реакции на звук ногой»

Технология исследования оценки времени простой сенсомоторной реакции на звук ногой заключается в подаче звукового стимула через внешний пульт, при предъявлении звука испытуемому необходимо как можно быстрее нажать на педаль.

 

ТЕСТ «Определение времени реакции выбора»

Время реакции выбора является одним из вариантов сложной сенсомоторной реакции, так как необходимо дифференцировать сигнал (на один сигнал надо реагировать, а на другой нет). Это приводит к увеличению времени реагирования за счет «центральной задержки», то есть времени уходящего на дифференцировку сигнала, на припоминание того, как именно следует реагировать на тот или иной сигнал. Выделить «центральную задержку» из времени сложной реакции можно путем вычитания времени простой реакции, измеренной у одного и того же человека. Время «центральной задержки» больше     у лиц со средней силой нервной системы и меньше у лиц с сильной нервной системой.

Технология исследования оценки времени выбора заключается в подаче световых стимулов красного и зеленого цвета в аппаратную часть АПК (трубу) и на внешний пульт (для удобства), при предъявлении стимулов красного цвета испытуемому необходимо как можно быстрее нажимать правую кнопку в нижней части пульта.

 

Теппинг-тест рукой

Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Тест позволяет определять максимальную частоту движений и свойства нервной системы. Полученные в результате обработки экспериментальных данных варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на три типа:

·      выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10–15 секунд работы; в последующем, к 25–30 секунде, он может стать ниже исходного уровня. Этот тип свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

·      ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

·      нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.

В теппинг-тесте испытуемому необходимо быстро нажимать правую кнопку внешнего пульта в течение одной минуты.

 

Теппинг-тест ногой

Данный тест, в отличие от предыдущего, позволяет определить динамику максимального темпа движения нижних конечностей, что особенно важно для спортивной деятельности.

В теппинг-тесте ногой испытуемому необходимо быстро нажимать педаль ногой в течение одной минуты. Система подсчитывает количество нажатий в шести 10-секундных  интервалах.

 

ТЕСТ «Определение критической частоты

слияния мельканий (КЧСМ)»

КЧСМ рассматривается как показатель функциональной лабильности зрительной сенсорной системы и ЦНС в целом в процессе восприятия и переработки информации. Показателем лабильности по Н. Е. Введенскому является максимальное число потенциалов действия, которое возбудимая ткань способна генерировать в 1 с в соответствии с ритмом раздражения. Определение КЧСМ позволяет оценивать динамику работоспособности и утомление организма. Этот метод находит свое применение для оценки функционального состояния благодаря большой информативности и надежности.

Определение КЧСМ осуществляется с помощью раздражителя, подаваемого c аппаратной составляющей АПК (трубы) и/или внешнего пульта. Во время выполнения теста происходит постепенное увеличение мельканий стимула. Испытуемому необходимо отметить нажатием правой кнопки пульта частоту, при которой он не различает отдельные мелькания (частота слияния), вычисляются средние значения частот. АПК позволяет определить КЧСМ для красного, синего или зеленого цвета, предъявляемых через трубу и для красного и зеленого цвета, предъявляемых через внешний пульт (выбор цвета осуществляется в меню настройки программы).

Примечание: для лиц страдающих астигматизмом для упрощения работы с трубой возможно расширения видимого отверстия. Для этого необходимо открутить крышку трубы и   вытащить блестящий отражатель. После этого крышку нужно прикрутить обратно.

 

ТЕСТ «Определение критической частоты

различения мельканий (КЧРМ)»

Определение КЧРМ осуществляется с помощью раздражителя, подаваемого c аппаратной составляющей АПК (трубы) и/или внешнего пульта. Испытуемому необходимо отметить нажатием правой кнопки пульта частоту, при которой он начинает различать отдельные мелькания (частота различения), вычисляются средние значения частот.

Результаты работы программы (файлы с интерпретацией результатов формата MS Word, RTF, MS WordPad текстовый, TXT, таблицы MS Excel и текстовые файлы – таблицы формата csv) записываются в директорию установки программы в подпапку «Психофизиологические тесты (Внешний пульт) – результаты».

По результатам теста заполните протокол.

Протокол

 

Норма

Параметры

Результаты

Оценка

0,26–0,32

Время реакции на свет (с)

 

 

0,32–0,39

Время реакции на звук (с)

 

 

0,26–0,32

Время реакции на свет ногой (с)

 

 

0,32–0,39

Время реакции на звук ногой (с)

 

 

0,12–0,28

Время реакции на движущийся объект РДО (с)

 

 

0,33–0,43

Время реакции выбора (с)

 

 

24–28

Критическая частота слияния мельканий (Гц)

 

 

22–26

Критическая частота различения мельканий (Гц)

 

 

54–63

Теппинг-тест (1-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

54–63

Теппинг-тест (2-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

54–61

Теппинг-тест (3-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

52–60

Теппинг-тест (4-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

51–60

Теппинг-тест (5-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

51–60

Теппинг-тест (6-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

54–63

Теппинг-тест ногой (1-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

54–63

Теппинг-тест ногой (2-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

54–61

Теппинг-тест ногой (3-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

52–60

Теппинг-тест ногой (4-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

51–60

Теппинг-тест ногой (5-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

51–60

Теппинг-тест ногой (6-й 10 с интервал – количество нажатий)

 

 

 

Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод. В выводе необходимо сделать заключение о свойствах нервной системы испытуемого.

Выводы:_________________________________________________________

 

Лабораторная работа №2

Исследование психологических качеств водителя

Цель работы: определить психологические качества водителя по параметрам реакций и критической частоты слияния мельканий.

 

Для тестирования личностных психологических качеств водителя рекомендуются следующие тесты:

  • Тест “Прогноз” (Оценка нервно-психической устойчивости)
  • Опросник Айзенка по определению темперамента
  • Тест “Склонность к риску”
  • Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) экстраверсии, интроверсии, нейротизма, 
  • Ситуативная тревожность (Спилбергер-Ханин),
  • Личностная тревожность (Спилбергер-Ханин),
  • Методика диагностики межличностных отношений Лири,
  • MMPI сокращенный вариант,
  • Самооценка психических состояний Айзенка,
  • Тест Стреляу,
  • Шкала депрессии,
  • Психологический тест Шмишека,
  • Психологический тест Кеттелла,
  • Психологический тест Шульте,
  • Психологический тест САН (самочувствие, активность, настроение),
  • Тест на исследование волевой саморегуляции.

 

Все вышеперечисленные тесты можно выполнять вручную (на бланках), однако в настоящее время существуют автоматизированные комплексы тестов. Все рекомендуемые тесты включает аппаратно-программный комплекс “АПК Аналитик Авто”. В данном комплексе тестирование может проводиться в двух режимах: пользовательский (вопрос - ответ), преподавательский (одновременно много вопросов – много ответов).

После выполнения теста программой автоматически производится расчет результатов и их оценка. Формируется заключение, которое возможно вывести на печать.

 

 

Скачать полный учебный план предмета"Психофизиологические основы деятельности водителя" в формате MS WORD (*.doc) или PDF (*.pdf).

 

Скачать Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2009612453 (АПК Аналитик-авто) выданное 15.05.2009 Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (~280 kB).

 

Скачать краткую блок-схему АПК Аналитик-авто (~160 kB) в формате MS WORD (*.doc) или PDF (*.pdf).

 

Скачать полное описание АПК Аналитик-авто (~1 MB) в формате MS WORD (*.doc), архив ZIP (*.zip) или PDF (*.pdf).


( купить программы оценки функциональных возможностей, двигательных качеств, психомоторных способностей и психологического состояния, а также аппаратно-программные комплексы (АПК) для тестирования человека или водителя, учебные пособия на бумажных и электронных носителях и учебные фильмы)